БЛОГ MYFREEDOM
Интервью с основательницей IT-школы Myfreedom Еленой Динман
Первый национальный канал Белорусского радио взял интервью у Елены Динман и ребят из тематического IT-лагеря, поговорили об IT-сфере, как не потеряться в современных технологиях и выбрать профессию, которая действительно нравится школьнику.
Программа «Поколение 21»

Целый год к вам приходят ребята, которые занимаются различными IT–специальностями. Лето – это время особое, когда мы можем попробовать в рамках профориентации IT-сферу, можем попробовать и в качестве интенсива углубить свои знания. Для чего подростки приходят к вам летом?

Елена – Летом у нас существует несколько форматов обучения. Первый – это профориентационный лагерь по профессиям в IT. Для чего мы это делаем? Тема очень популярна, И всем она нравится. И вот ребята приходят сюда, чтобы понять насколько им подходит вообще для их жизни эта сфера. Мы делаем профориентацию по IT-профессиям. Потому что IT – это не только программирование, это очень много других профессий.

А давайте мы сейчас расскажем. Обычно когда к вам приходят ребята, что такое IT для них? Мы будем программистами, мы будем разработчиками игр, возможно тестировщиками. Тем не менее, мы говорим о том, что это не только три вот этих направления. Что ещё можно попробовать?

Е – Мы идём по логике создания проекта. От того как начинается проект, начинаем с бизнес аналитика. Потом архитектор-разработчик, дизайнер, верстальщик, программист, маркетолог IT-продукта, тестировщик, project manager – человек который управляет проектами. Просто показываем процесс, который есть в IT. Потому что IT – это не такая специальность, типа бухгалтера. Это очень непростой процесс, в который нужно уметь быть включенным. И вот именно это мы и показываем в лагере. Мы формируем команду, раздаем роли ребятам, они сами выбирают себе ту роль, которая им по душе после этой профориентации. Мы делаем с ними полноценный проект, чтобы они уже в школе понимали, что, делая свои проекты, они прокачиваются не только в IT-сфере, но они прокачивают свои личностные качества: как договориться, как продвигать свой проект, как рассказать о нем так, чтобы заинтересовать других людей. То есть, грубо говоря, мы вместе с hard skills даём soft skills, вот эта тема популярная. Я считаю, что будущее за тем, какие люди будут работать на проектах. А уже то, что они знают технические – это и так понятно, что им нужно знать. Но сейчас идет такая тенденция, что набирают на работу креативных людей, которые умеют работать с другими людьми, которые могут договориться, очень мобильные, адаптивные. И вот это все мы и показываем ребятам. То есть мы показываем траекторию, куда нужно двигаться в современном мире технологий.

А если мы говорим о том, чтобы за две недели им создать проект. Видимо с нуля к вам прийти не получится?

Е – Получится, мы как раз таки берём людей абсолютно с нуля, и у нас на каждую профессию от одного до двух занятий. Мы даём им вот эту сжатую базу. И так как у нас обучение практическое, они могут сделать простой проект за две недели. Причем сами придумывают идею, и берут они проекты, которые как-то помогут миру. Например, из прошлого лагеря ребята делали сайт, где собрана вся информация для людей, которые страдают диабетом: как питаться, где купить эти продукты, и все, что с этим связано. То есть они заточены на то, чтобы ещё и помогать своими проектами. Мы тоже учим этому, это очень здорово!

Это очень здорово, и не только обучающие есть моменты. То есть мы учимся, получаем теорию, получаем задание, мы что-то делаем, но мой опыт подсказывает, что летние все интенсивы и курсы хороши ещё тем, что к вам приходят известные в IT-сфере люди. И возможно ваши ребята имеют возможность одним глазком, а может и не одним, заглянуть в эту сферу. Посидеть на рабочем месте в IT-компании, может по экскурсиям походить.

Е – Естественно для занятий мы приглашаем людей из индустрии, это люди которые работают в IT-компаниях. Они приходят, рассказывают про свою специальность, они делают с ними задания. То есть они напрямую соприкасаются с этой сферой. В рамках лагеря мы водим ребят на экскурсии в IT-компании. Ребята попадают в эту сферу, им все рассказывают, они видят этот уровень работы в IT-компании. И они приходят всегда такие вдохновлённые. И тогда начинают уже с такого юного возраста понимать, что хотят работать в этой компании. Хотят, чтобы у них были такие же наушники, такой же монитор или макбук. То есть у них уже есть зацепки, которые их мотивируют дальше вкладывать свои силы и развиваться в этой сфере.

Отлично. Первый ваш проект это лагерь. Есть ещё один или несколько?

Е – Да, у нас есть интенсив. Это уже для тех ребят, которые были на прошлых лагерях. Они уже выбрали себе сферу деятельности. Например, лагерь для гейм-дизайнеров, для веб-дизайнеров, для программистов. Есть три направления, которым мы учим. Сейчас проходит лагерь по гейм дизайну. Ребята уже определились, что хотят работать в игровой индустрии. И они уже в течение двух недель глубоко изучают эту сферу насколько это возможно, и делают небольшой учебный проект, чтобы понимать с чего начинать и куда двигаться дальше. А дальше они уже могут пойти на годовое обучение. И там уже все серьезно, серьезный проект, серьезные спикеры, и, грубо говоря, после этого обучения человек имеет уже первую специальность.

Те, кто хотят прийти к вам и заниматься, те, кто сходил на летний лагерь и понял, что я хочу то-то делать, каким образом можно повысить свою компетенцию? Или может какие-то первые знания получить. Потому что, повторюсь, что раньше на первой курс университета могли приходить студенты с хорошими знаниями по математике, азами информатики и, может быть, еще что-то, сейчас этого уже мало. И вузы сами говорят открыто, что нашим студентам первокурсникам уже нужна база определенная, которую они получат ещё в школьные годы.

Е – Абсолютно верно! То есть уже школьного опыта просто в современном мире мало. Когда школьники начинают делать проекты, они получают очень большой опыт. Именно практический опыт. Его получить сложно и в школе, и в университете. Но он настолько важен. Имея практически опыт, они лучше будут учиться в университете, больше ответственности и самостоятельности у таких детей, потому что делать свой проект – это не так просто, нужно вкладывать много сил. И человек прошедший это, например, у нас годовое обучение, делает проект, который защищает потом при приглашенных гостях из IT-компаний, это серьезные вещи. Эти представители дают им рекомендации, многим даже предлагают свою помощь в дальнейшем. А для подростков это огромный шанс засветиться просто. Через пару лет, когда работать уже наверняка не после четвертого-пятого курса они будут, а после первого-второго.

Мы знаем, что это такая сфера, когда действительно не обязательно иметь диплом об образовании. Мы можем и с первого курса, если мы действительно засветились и выстрелили, сотрудничать с IT-компаниями. Некоторые даже школьниками, есть у нас и такие примеры, чего-то достигают.

Е – Конечно, да. Для ребят это просто билет в эту отрасль. Они приходят в IT-компанию, показывают свой проект, который сделали ещё в школе. И это их мотивирует дальше делать проект, или делать новый проект. Они попадают в этот драйв, у них мышление переворачивается. И они могут уже раньше начинать свою карьеру и чувствовать себя устойчивее в жизни.

А давайте остановимся на вашем годичном курсе. Что он из себя представляет?

Е – Наш годовой курс я очень люблю, именно для подростков, потому что там идеальное совмещение навыков технологий и личностных навыков, о которых все сейчас говорят. Они несколько месяцев обучаются технологиям, например, факультет веб разработки учит HTML, CSS, JavaScript, и у них начинается проектная работа. И уже на этой проектной работе они сильно углубляют свои знания. Они делают эти проекты командой, потому что у нас сложные проекты, в одиночку их сложно сделать. Получается, что они целый год включены в эту всю историю развития своего проекта. Мы также включили туда предпринимательство, маркетинг, финансы. То есть, выходя от нас, ребята понимают, что технологии – это инструмент. На самом деле, технологии – это инструмент. Но пройдя через стартап, человек уже абсолютно другой становится, т.к. это работа. Мы вот верим, что после того, как ребята делают свои стартапы, уже дальше их жизнь будет легче, легче и легче. Потому что они знают, как это делать. Пусть сейчас они сделали школьный стартап, заработали чуть-чуть денег, или просто сделали хорошее дело, через год, зная логику построения, зная как изнутри это все работает, ребята могут объединяться в студенческие команды, и делать настоящие вещи, и я уверена, что и продавать они их смогут, и привлекать инвесторов, я в этом не сомневаюсь, потому что у них такие современные идеи, настолько понятные вот этому поколению, для них вот это вот просто шанс.

То есть на выходе года они имеют свой проект, который они могут предоставить где угодно?

Е – Да, у них свой проект полноценный, он сделан. Это не просто идея разработанная, это сделанный готовый проект, который они могут потом использовать. Когда ребята представляли свои проекты в этом году, очень многие представители IT-компании были удивлены уровнем, ведь школьники делают серьезные вещи.

Давайте сейчас вспомним самое интересные. Один про людей, которые болеют диабетом, давайте ещё что-нибудь такое яркое, необычное.

Е – Один из прямо уже готовых проектов – это приложение дополненной реальности, которое называется 3д организм. Он предназначен для школьников 9класса, потому что книжки неинтересны, картинки не жизненные. Ты берешь мобильный телефон, устанавливаешь мобильное приложение, наводишь на картинку в книжке и получаешь на телефоне отдельную 3D модель. Ты можешь покрутить сердце, послушать его стук. Тебе там ещё расскажут про него. И вот они решили проблему скучного обучения. Это интересно даже поиграться, в этом всем проходит обучение. И ребята мечтают внедрить это в школы для того, чтобы все ученики могли этим пользоваться. Эту модель можно применять уже на другие предметы. И когда они презентавали свой продукт, прям все были впечатлены, потому что это полноценный продукт, который сделали школьники.

А какой возраст ребят, которые к вам приходят? Я так понимаю, что это старшеклассники. То есть те, кому совсем скоро придется уже, или может уже где-то в душе и сердце, нужно определиться чем ему нужно заниматься.

Е – Мы нацелены на старшеклассников, потому что именно в этот период есть эта боль: кем быть, что дальше делать. Они растеряны. С одной стороны мир изменился, со второй стороны родители, которые не до конца понимают, как изменился этот мир. Иногда даже испытывают стресс. Но когда они приходят, они попадают в эту атмосферу, они сразу понимают, что происходит в этом мире, как я могу себя применить в этом мире. А ещё в связи со всеми нововведениями последних дней, когда Нацбанк на блокчен сеть перешёл… Вот все эти вещи говорят уже о том, что Беларусь однозначно станет IT-страной! Себя в этом мире реально может применить каждый. Я понимаю, что есть люди, которые хотят быть врачами, хотят быть педагогами. Это прекрасно. Но сфера очень перспективная, но даже гуманитарий может найти здесь применение.

Приходят обычно ребята сами или все таки приводят ребят родители, которые ну может быть больше понимают перспективы и все возможности IT-профессий ?

Е – И так и так у нас происходит. Есть дети, которые точно хотят. Они приходят, у них очень высокая мотивация. Мы сразу берём их на свои курсы. Но иногда ребенку вообще это не надо, и мы это видим, и мягко пытаемся объяснить родителям, что не надо ребенка заставлять. Мы всех не берем на курс, у нас есть входное собеседование. Когда мы видим, что ребенку не надо это, что хочет он историей заниматься, не нужны ему эти технологии, мы не хотим мучить этих детей. И тогда мы их просто не берём на курс. Но идеально когда и ребенок хочет, и родитель понимает, как это важно. Это просто идеальное сочетание. Но для того, чтобы родители больше понимали, мы запускаем курс для родителей, на предмет как помочь ребенку раскрыть свои таланты, способности. И как родитель может помочь ребенку реализоваться. Потому что многие родители хотят быть классными родителями, но они не знают как. Поэтому такой курс мы запускаем с сентября, в августе будет много мастер классов на эту тему, потому что мы хотим, чтобы выбор был осознанный и у родителей, и у детей.



Ребята, замечательно мне сегодня встречаться с вами. Мы говорили о перспективности IT-сферы. О тех разных профессиях, которые мы можем получить, если вовремя определимся с тем, что мы хотим этим заниматься. И каких высот мы можем достичь в этой сфере, и каким образом мы можем реализовать себя. У каждого из вас своя история, у кого-то может чуть больше, у кого-то меньше. Но тем не мнение вы все пришли в IT-школу либо заниматься годовым курсом, либо интенсивом. По какой-то причине вы сюда пришли. Давайте расскажем по какой. Каждый из вас хочет стать IT-специалистом определенным , или может кто-то пришел, что бы посмотреть, что это такое? Понравится – буду заниматься, не понравится – попробую другие профессии. Потому что время ещё много, вы такие юные.

Маша – меня зовут Маша, я пришла сюда, чтобы получить новые знания, чтобы попробовать новую сферу для себя. Когда я сюда пришла, честно, я не ожидала, что все настолько развернуто. Для меня тогда IT – это программисты, которые 24ч в сутки сидят в компьютере и больше не общаются с людьми. Оказалось, на самом деле это очень интересно. Куча разных сфер, очень интересные люди. И вот я в это втянулась, очень рада этому.

Я знаю, что за год вы не только учите теорию, вы ещё и делаете в команде какие-то проекты определенные. Видимо у тебя проект твой тоже есть. Какое то дело, в котором ты участвовала. Давай расскажем.

М – Да, мы разрабатывали проект VR музей Первой мировой войны, и так получилось, что сначала мы изучали техническую базу, а потом приступили к проекту. И я случайно из 3D-моделлера переросла в менеджера проекта. Менеджерить мне очень понравилось, мы почти довели проект до прототипа, но перестали работать над ним командой. Однако я знаю, что другая группа работает над ним, и в принципе проект будет развиваться.

Коль уж год ты этим занималась, нельзя говорить на 100%, есть ещё какая-то вероятность, но я думаю, что на 95% ты уже определилась?

М – Не совсем, но я поняла, что моделирование – это не мое, что я не потрачу время зря. И поняла, что мне интересно.

В – Меня зовут Вероника, я пришла сюда, чтобы расширить свой кругозор. Посмотреть, что есть и определиться более мнение с профессией. Вообще я учусь на графического дизайнера, и решила посмотреть, что такое IT-сфера. Посещаю разные лекции, курсы, которые здесь проводятся. Я ходила на UX/UI-дизайн и «Frontend на пальцах», и я думаю, что в следующем году пойду на UX/UI-дизайн, мне это очень интересно. А сейчас я хожу на летние курсы гейм-дизайна тоже, чтобы посмотреть, что это такое, может меня это заинтересует, и я захочу с этим связать свою жизнь.

Николай – Меня зовут Николай, я начал увлекаться IT с шестого класса, а с 7 я начал заниматься этим.

Я понимаю, что это не первый курс в твоей жизни.

Н – нет, я сам учился, потом решил обучиться гейм-дизайнеров.

А почему именно гейм-индустрия, потому что сам любишь в игры играть, или потому что это высокооплачиваемое направление, есть куба двигаться.

Н – Наверное, потому что игры ближе и зарплата высокая.

Иван – меня зовут Иван, я сильно интересуюсь IT-индустрией. Она представляет для меня достаточно большой интерес. Это одна из причин, по которой я пошел на курсы по гейм дизайну.

А это первые курсы у тебя?

И – я ходил ещё на графику, на программирование. Гейм дизайн стал для меня не очень сложным.

Коллега ваш определился, что хотел бы в игровой индустрии развиваться. А ты определился?

И – я хотел бы заниматься чем-нибудь в игровой индустрии, т.к. она достаточно прибыльная и интересная. Люди которые этим занимаются, говорят что им нравится этот труд.

Мы говорили чуть раньше, что IT-специалист раньше был человек, у которого очень сильная техническая часть. Он обладал знаниями определенными по информатике, программированию, математике. У него хорошая прикладная база. Сейчас IT – это не только программисты, которые сидят с компьютером, это и менеджмент, это и продвижение. Масса сфер сопутствующих, не только мы должны мы должны уметь программы разрабатывать, мы должны уметь презентовать каким-то образом, мы должны найти потенциальных спонсором, заинтересовать их как-то. Нужно уметь разговаривать. Вот какие качества на ваш взгляд должны быть у IT-специалиста?

В – Человек должен быть общительный, коммуникабельный, уметь правильно преподносить свой проект, правильно рассказать про него. Заинтересовать. Также обязательно знание языков, английского.

М – самое главное это должна быть целеустремленность, желание работать и умение работать в команде, потому что сейчас без того никуда.

Н – Человек должен быть творческий.

Вы говорили о команде. Нужно уметь работать в команде. Это действительно правда. Ваше обучение как раз таки направленно, что вас через какое-то время объединяют в группы, либо в мини группы, либо побольше группа. У каждого есть свои роли, которые могут со временем измениться. Что самое сложное, когда вас объединяют в команду.

В – самое сложное договориться, сделать какую-то общую идею, чтобы она устраивала всех. Создать свою концепцию.

М – Самое главное, чтобы все понимали, что они делают и для чего они это делают. И чтобы все делали это сообща.

Ребят, давайте поговорим немного о вашей профориентации. На эти курсы вас родители направили каким-то образом, или вы сами решили, что тема для вас интересная, Что вы хотите в ней развиться? Как это у вас было?

В – Я нашла в интернете про эти курсы, заинтересовалась, начала читать про IT-сферу, и решила попробовать. Она мне понадобится в будущем для жизни, я буду дизайнером, мне надо будет знать программы определенные, поэтому я заинтересовалась, пошла на эти курсы

М – У меня в семье много айтишников, и мне всегда говорили, что нужно идти в IT, потому что это самые высокие зарплаты, это всегда карьерный рост. Но я знала, что не буду сидеть программировать, или делать какую-то работу однотипную. Но решила попробовать, и как-то я пришла сюда, меня заинтересовало 3д моделирование, , так и получилось.

Н – меня на IT-сферу подтолкнул мой отец. Я хотел эти заниматься. Я не знал, с чего начать. И понял, что я хочу быть дизайнером.

И – мне мама три года назад предложила походить на курсы. И после этого я начал ходить на разные курсы.

Как скоро вам нужно будет определяться? Я хочу затронуть тему, в каком классе вы учитесь. Ведь у вас такая возможность окунуться в процесс, попробовать себя как профессионал. И я могу что-то придумать, реализовать. Насколько это помогает почувствовать себя более устойчивым на ногах?

В – Я учусь на первом курсе в колледже. Через два года мне уже надо будет выбирать. Хотя я уже определилась. Буду поступать в академию искусств. Это замечательная возможность почувствовать свою ответственность, окунуться в работу.

М – Я перехожу в 10 класс, и очень рада, что у меня есть два года все попробовать. Тот опыт, который я получила за этот год, не сравнится ни с чем.

Н – Я перехожу в 9-ый класс, уже имею опыт в IT-сфере. И знаю куда буду поступать.

И – Я перехожу в 10-ый класс, и мне надо будет выбирать, куда поступать. Я пока ещё не определился, но точно буду в IT-сфере.